УДАРИВШИЙСЯ О СТОЛБ КОРПУС РЕАКТОРА УСТАНОВЛЕН НА БЕЛОРУССКОЙ АЭС

Транспортировка корпуса реактора Белорусской АЭС. Защитный кожух отсутствует. Патрубки выделены красным. Credit: tut.by

Несмотря на ряд тревожных происшествий, несмотря на обоснованные сомнения как в безопасности, так и в востребованности новой атомной электростанции, несмотря на допущенные нарушения международных конвенций российская госкорпорация «Росатом» продолжает сооружение АЭС на территории Беларуси близ границы с Литвой. Пожалуй, впервые в мировой практике из-за серьёзных нарушений при строительстве опасного объекта был повреждён уже доставленный на стройплощадку 330-тонный корпус атомного реактора, а предназначенный для его замены второй корпус реактора по дороге ударился о железнодорожный столб.

Битый корпус реактора установлен 1-го апреля

«1 апреля в 20:30 корпус реактора первого энергоблока Белорусской АЭС был установлен в проектное положение», – сообщает сайт российской госкорпорации «Росатом». Интересно отметить, что перепечатка этой новости на сайте белорусского государственного предприятия «Белорусская АЭС» появилась несколько позднее.

Ни одно из сообщений атомщиков не содержит важной информации о двух серьёзных происшествиях с корпусами реакторов для первого энергоблока Белорусской АЭС.

Атомщики не сочли нужным упомянуть, что 1-го апреля они установили на первый энергоблок корпус реактора, предназначавшийся для второго блока. Первый из доставленных в Беларусь корпусов реактора был существенно повреждён. О том, что при попытке начать установку корпус реактора умудрились уронить с высоты около 4-х метров, свидетели происшествия сообщили местному жителю, активисту Белорусской антиядерной кампании Николаю Уласевичу, он передал информацию в СМИ. Власти две недели скрывали информацию о происшествии, потом пытались приуменьшить последствия падения реактора, потом всё же признали необходимость замены повреждённого 330-тонного изделия.

Но и новый корпус, изначально предназначавшийся для 2-го энергоблока, попал в аварию. ЧП случилось во время транспортировки негабаритного груза по железной дороге. В декабре 2016 года корпус реактора ударился о железнодорожный столб на территории Беларуси близ станции Славное. Об аварии стало известно от читателей сайта Хартия-97. В этот раз атомщики довольно быстро признали факт нештатной ситуации, но тут же заявили о незначительности произошедшего, хотя очевидно, что обследование корпуса реактора на станции Славное не возможно провести в полном объёме.

Кроме того, в сообщениях белорусских атомщиков содержалась явно недостоверная информация. 27 декабря сайт АЭС сообщил, что произошло «незначительное касание защитного металлического транспортного кожуха перевозимого сверхнегабаритного груза (корпуса реактора для Белорусской АЭС) об опору контактной сети». Быстро выяснилось, что никакого «защитного металлического транспортного кожуха перевозимого сверхнегабаритного груза (корпуса реактора)» не существовало, кожухом был прикрыт лишь опорный бурт, а не весь корпус.

Корпус реактора мог получить повреждения

Атомщики тут же сообщили, что «повреждений на корпусе реактора не выявлено». Но на станции Славное Белорусской железной дороги вряд ли имеется серьёзное дефектоскопическое оборудование, которое позволило бы обнаружить повреждения 330-тонного изделия. По мнению ряда экспертов, и второй корпус мог быть серьёзно повреждён, если «касание … об опору контактной сети» произошло в области патрубков, выступающих из цилиндрического корпуса.

На многочисленных фото хорошо заметно, что патрубки первого контура, а также меньшие по размеру патрубки системы аварийного охлаждения значительно выходят за основной габарит. Если столб задел выступающий патрубок, последний мог сыграть роль рычага, и даже незначительное столкновение привело бы к существенным нагрузкам и, возможно, деформациям в области соединения патрубков с корпусом. Сложность ситуации в том, что полученные повреждения довольно сложно обнаружить, а проявиться они могут проявиться не сразу.

Сайт «Росатома» сообщает, что перед установкой корпус реактора «прошёл входной контроль, соответствующий всем регламентным требованиям. … Отдельно, при помощи соответствующего оборудования, был произведен визуальный, измерительный и иные виды контролей самого изделия».

Кандидат технических наук, ликвидатор Чернобыльской аварии Георгий Лепин в комментариях для телеканала Белсат выразил сомнение в том, что в условиях стройплощадки можно получить достоверную информацию о состоянии корпуса реактора после его удара о столб: «Это очень серьёзная задача. Требовалось бы очень длительное время, проверка по каждому локальному месту. Это нереально. Тем более если это делается уже на месте [строительства], а не где-то в лаборатории на заводе».

«Конечно, нельзя полностью исключить каких-либо серьезных неприятностей, когда корпус реактора во время работы будет подвергаться воздействию температуры, давления, излучения. И это понятно даже школьнику. Сегодня дефекты могут быть совершенно незаметны, но это не значит, что они не образовались во время неудачной транспортировки. И нас, белорусов, которые до сих пор расхлебывают последствия Чернобыльской катастрофы, это очень беспокоит», – написал Юрий Воронежцев, кандидат технических наук, ответственный секретарь Комиссии по расследованию последствий Чернобыльской катастрофы Верховного Совета СССР.

Но ни «Росатом», ни белорусские атомщики это беспокойство не разделяют. Как и ранее власти игнорируют мнение экспертов. Строительство АЭС продолжается, хотя и со значительным отставанием от первоначально заявленных сроков.

В 2017 году АЭС построена не будет

В Межправительственном соглашении от 15 марта 2011 года говорится: «Стороны предпринимают необходимые меры по вводу в эксплуатацию первого энергоблока АЭС в 2017 году, второго – в 2018 году». Очевидно, что эти сроки соблюдены не будут, строительство АЭС затягивается, в том числе из-за нарушений, допущенных как на строительной площадке, так и за её пределами. Но со стройкой дорогой, опасной и не нужной для экономики Беларуси АЭС торопятся, а это может стать причиной новых ЧП, в том числе скрытых от общественности.

Следует напомнить, что при строительстве «Росатомом» АЭС в Беларуси допускались и другие нарушения, например, при заливке бетона. Отмечены случаи гибели рабочих. Недавно выяснилось, что уже доставленный на стройплощадку статор электрогенератора нуждается в «модернизации», по сути, в ремонте из-за неудачной конструкции, допускающей короткое замыкание обмоток.

Недопустимо высокие риски

В 2009 году международная Общественная экологическая экспертиза, проведённая под руководством академика Национальной академии наук Беларуси Ивана Никитченко и члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова, дала отрицательную оценку проекту: «Строительство Белорусской АЭС по экспериментальному российскому проекту «АЭС-2006» и без того несет недопустимо высокие риски для жителей Беларуси, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, и соседней Литвы, является неприемлемым экономически и опасным для энергетической системы страны». Нарушения правил, ЧП и происшествия при строительстве АЭС делают сооружаемый объект ещё более опасным.

Участники Белорусской Антиядерной Кампании 6 апреля призвали остановить строительство атомной станции, провести детальное, независимое и публичное расследование инцидента с корпусом реактора, а также других происшествий и нарушений при реализации проекта, пересмотреть решения, связанные со строительством Белорусской АЭС. Поскольку от покупки электроэнергии со скандальной атомной станции уже отказались Литва и Польша, Белорусская АЭС вполне может повторить судьбу Балтийской, которую начинали строить в Калининградской области, но из-за отсутствия возможности экспорта электроэнергии в 2013 году стройка была остановлена.

«Отказаться от строительства станции сейчас, хоть и с определёнными потерями, всё же лучше, чем продолжать инвестировать деньги в заведомо убыточный проект», – эти слова Владимира Чупрова, сказанные о Балтийской АЭС, вполне применимы и к Белорусской АЭС.

Андрей Ожаровский

, , , ,