Откуда в нашей розетке электричество. Электроэнергетика Нижегородской области: цифры и факты, планы и потенциал.

SONY DSC

Рассказ директора экоцентра «Дронт» Асхата Каюмова

Факт первый. Нижегородская область энергодефицитна. Потребляем больше, чем производим, примерно в 2 раза. А именно: регион производит 10.3 миллиарда кВт\ч\год, потребляет — 21.3 миллиарда.

Факт второй. Основная часть электроэнергии производится на базе сжигания ископаемого топлива — сейчас в основном газа. Примерно 14% дает крупнейшая ТЭЦ области — Автозаводская. Примерно 21% — топливная генерирующая компания ТГК-6, включающая только в нашей области 5 теплоэлектростанций: Дзержинскую ТЭЦ, Сормовскую ТЭЦ, Новогорьковскую ТЭЦ, Нижегородскую ГРЭС, Игумновскую ТЭЦ. На втором месте — энергия воды, на долю Горьковской гидроэлектростанции на Волге приходится 9%. Наконец, все остальные источники электроэнергии дают вместе 5%.  И 51 % электричества мы закупаем на оптовом рынке.

Факт третий. Устойчивой тенденцией является рост потребления электроэнергии. На несколько процентов в год. При этом параллельного роста мощности энергоисточников нет.

Наконец, главное. Мысль, что это плохо — производить в масштабах области меньше, чем потреблять — дискуссионна. Давайте не будем следовать за стереотипами, а немного подумаем. Да, наверное, здорово было бы, чтобы каждый двор был энергодостаточным. В том числе здорово с экологической точки зрения. Но в нынешней ситуации, при наличии энергоизбыточных соседних территорий, при наличии энергетического рынка в стране в целом и в нашем Приволжском федеральном округе в частности (а в округе энергодефицита нет), для области нет проблемы получить электроэнергию. Проблема появится только если Нижегородская область захочет отделиться от остальной России. Что маловероятно.

В ПФО электричества производится достаточно для нынешнего потребления, и есть планы увеличения производства — на 4,5 МегаВатт к 2010 году. Самое интересное, что промышленная политика как раз предусматривает импорт энергии из соседних регионов, развиваются сети поставки оттуда электричества.

Например, Выксунский металлургический завод получает электроэнергию с Костромской ГРЭС, и эти электролинии развиваются, развитие заложено в планах, на него выделены деньги. Ведь электричество главное не купить, а доставить. В ведре его не принесешь. Нужны линии электропередач. И их развитие, которое как раз и предусмотрено областными программами, позволит обеспечить дополнительный рост энергопотребления каналами поступления этой самой  энергии.

Так надо ли области создавать собственные источники электричества? Об этом надо думать и это надо обсуждать.

Так или иначе, местные производители рост производства электричества не планируют, только ТГК-6 собирается увеличить генерацию на 209 МВт для нижегородских нужд. Больше не будет. Руководство области хочет создавать новые энергопредприятия на основе самых различных источников энергии. Давайте последовательно все их рассмотрим.

Планы — традиционные

Источник номер один — газ

По газу сейчас существует две параллельных программы.

Программа первая — на площадке Горьковской АСТ организовать парогазовую ТЭЦ примерно к 2013 году. Она может дать 900 МВт электроэнергии.

Программа вторая — развивать мини-ТЭЦ в разных районах. Уже запущена локальная мини-ТЭЦ на Бору в поселке Октябрьский, тоже газовая. Но здесь есть нюансы. Парадокс: в стране газа нет. Весь добываемый газ уже расписан на западного потребителя. Где взять газ? В России это большая проблема для добывающих компаний. Их заставляют переходить с газа на уголь — даже не на мазут (он тоже — кусочек нефти). В Нижегородской области с газом все же лучше, чем в других регионах. Газификация области примерно 70 процентов в среднем. На селе — где-то 34%. Пятая часть территории области не покрыта газовыми сетями. Потребляет газа Нижегородская область 8.9 миллиарда кубов в год. С потреблением газа — в чем-то как с электричеством: его тоже в ведре не принесешь, а больше труб пока нет. Весной заключено соглашение с Газпромом о проводке новых газопроводов на 16 млрд кубометров газа в год. То есть уже можно биться за парогазовые станции. ТГК-6 и таиландская фирма бьются за то, кому достанется заказ на упомянутую мной парогазовую станцию на месте АСТ. 

Источник номер два — вода

Этот источник, можно сказать, освоен полностью. Ближайшие крупные гидроэлектростанции — это Горьковская ГЭС выше Нижнего Новгорода, и Чебоксарская — ниже по Волге. Но Чебоксарская в счет не идет — не наш регион.

Источник номер три — атом

Руководство области хочет АЭС, область попала в «Дорожную карту» — список регионов, где предполагается строить новые реакторы. Предполагаемая мощность АЭС — 900 МВт, то есть в точности сколько у парогазовой. Парогазовая ТЭЦ закрыла бы энергодефицит, но все равно хотят АЭС. Что касается точного места размещения АЭС, то на сегодня его не знает никто. Предполагается, что это где-то в Уренском районе. Правда, больших водных объектов там нет, а для охлаждения реактора требуется большое количество воды. 

Планы альтернативные

Источник номер четыре — мозги

То есть внедрение энергоэффективных, энергоэкономичных решений. Расчеты показали, что в Нижегородской области это может сэкономить примерно 40 процентов тепловой энергии, ну и соответственно значительное количество — сотни МВт электроэнергии. То есть это тоже как бы значительный источник электроэнергии, сопоставимый по мощности с ТЭЦ. Областная программа энергосбережения рассчитана на 2005-2010 годы, на ее мероприятия предполагается потратить 35.5 миллиарда рублей.

Источник номер пять — древесные отходы

Еще одним источником энергии для севера области, энергии как электрической, так и тепловой, являются органические остатки лесопереработки. На лесопилках накопились громадные запасы опилок — горы. Под это дело предпринимается масса действий. Несколько месяцев назад пущен завод по производству топливных брикетов в Краснобаковском районе для использования на ТЭЦ. Есть план — к 2009 году все котельные севера Нижегородской области перевести на брикеты. Кроме брикетов, планируется использовать еще и пеллеты — топливные гранулы. Это то же самое, что и брикеты, только спресованное в маленькие гранулы. Конечно, такой перевод требует реконструкции котельных, но это не очень большие деньги. Реально фирмы — производители пеллет есть. На Западе вовсю  топятся брикетами и пеллетами. Все бы хорошо, но с брикетами и пеллетами возникла очень неприятная проблема. Оказалось, что все накопившиеся горы опилок для производства пеллет не годятся. В результате фирмы начали делать их из березняка. Видимо, что-то нужно менять с технологией изготовления пеллет, иначе это будет просто освоение леса.

К слову о севере области — Тоншаевский район хочет перевести свои котельные на торф.

Источник номер шесть — ветер

Я должен честно сказать, что правительство Нижегородской области действительно пытается отработать все пути энергоснабжения, рассмотреть все источники — и газ, и биогаз, а не только атомную станцию. Есть модельные проекты в сфере альтернативных источников энергии. Например, энергии ветра. Один из таких проектов — установка ветряка рядом с пансионатом «Янтарь». Этот ветряк мощностью 150 МВт привезли из Дании на средства, выделенные при поддержке Комитета охраны природы Нижегородской области. Сам пансионат потребляет 20% мощности, вырабатываемой ветряком, а 80% готов отдать в сеть. Но не берут! С подключением ветряка к энергосети возникает проблема. Становится непонятно: так у нас есть дефицит энергии или нет? То есть проблема связана с вопросом борьбы за рынок. Есть монополист, владелец всех сетей, и ему не нужны независимые производители энергии, которые могут весь рынок обрушить.

Надо еще упомянуть областной НИИместпром, который строит завод по производству роторных агрегатов. Интерес к нему проявил Лукойл, заявивший о готовности закупить эти агрегаты для резервного обеспечения АЗС на территории области.

Источник номер семь — малая гидроэнергетика

Мы говорили об энергии воды, используемой ГЭС, но ведь есть еще и малая гидроэнергетика. Малая ГЭС в Ичалках дает 10% муниципального потребления энергии. Но опять — покупная цена на энергию маленькая, а отпускная большая, и прибыль получает не производитель энергии, а тот, кто командует рынком. Поэтому частнику неинтересно развивать, например, малую гидроэнергетику. Логичным мне видится такой путь: строить частную малую ГЭС не для продажи в единую энергосеть, а для обеспечения конкретного населенного пункта, тогда частник сможет устанавливать свою цену. В августе на встрече руководитель ГидроОГК сказал: «Мы в РАО ЕС — главные борцы за альтернативную энергетику, на ее  развитие есть деньги, но не идут к нам за деньгами, нет инициативы». У них есть финансирование для строителей малых ГЭС, ими может выступать администрация района или бизнес — не важно.

Источник номер восемь — биогаз

Он уже довольно широко используется в мире. Биогаз — это метан, выделяющийся при разложении органики. На заводе РУМО сейчас пытаются сделать генератор биогаза из опилок. В Нижегородской области работает производитель биогазовых установок на основе навоза сельскохозяйственных животных — фирма «Гея», руководимая Еленой Фомичевой. Можно посмотреть их установки, работающие на птичьем помете. Стоит небольшой биореактор (внутри — культура микробов), в него загружают помет. На выходе — метан и удобрение. Удобрение это очень востребовано. Отходов нет. Такая установка построена на Сергачской птицефабрике, а на Балахнинской птицефабрике — модельный реактор. Фомичева подсчитала резервы генерации электричества на биогазе в Нижегородской области на основе ежегодного образования навоза на нижегородских птицефабриках, свинокомплексах, фермах крупного рогатого скота. Оказалось, что только биогазового электричества область может производить столько, сколько дали бы 75 Нижегородских ГЭС. И никаких опасных отходов, никаких затопленных земель, сжигания ископаемого топлива, дальних трубопроводов…  Кроме того, немерено метана летит на очистных сооружениях станции аэрации. Сейчас областное правительство озаботилось этой проблемой, специалисты думают, как его «поймать».

***

Надо сказать, что помимо официальных проектов по «альтернативному электричеству», есть и совершенно личные проекты наших земляков — гениальных самоучек. Люди ставят себе ветряки и становятся самодостаточными. Они уже не зависят от правительства. Им уже не надо никому продавать нефть. Сейчас таких единицы, но если малая энергетика разовьется, это и будет реальной энергонезависимостью.

, , , , , , , , ,